Биография

Борис Абрамович Печерский – Заслуженный деятель искусств РФ, известный композитор, член Союза композиторов России, председатель творческой секции композиторов Москвы по музыке для детей и юношества, Лауреат международных конкурсов, автор многочисленных сочинений в самых различных жанрах камерно-инструментальной, фортепианной, симфонической и вокально-хоровой музыки, профессор, заведующий кафедрой инструментального исполнительства Московского городского педагогического университета.

Родился 24 сентября 1938 года в Одессе. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (1962г.), там же – аспирантуру (1966г.). Учился у выдающихся педагогов: Александра Борисовича Гольденвейзера, Нины Петровны Емельяновой, Абрама Владимировича Шацкеса. Будучи студентом, награжден Дипломами Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1960г.) и Международного конкурса пианистов им. Листа и Бартока в Будапеште (1961г.).

1962-1966гг. – исполнительская и начало преподавательской деятельности в Казанской государственной консерватории.

1966-2004гг. – Московский государственный заочный педагогический институт (университет) – старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой музыкальных инструментов.

1966-2000гг. – солист Росконцерта. Гастроли по всему СССР, за рубежом – Голландия, Франция, Германия, Венгрия, Польша.

1984г. – вступление в Союз композиторов РФ.

С 1986г. и по настоящее время – вдохновитель, создатель и художественный руководитель детско-юношеского фестиваля «Подснежник».

1990-2008гг. – премьеры многих сочинений

камерно-инструментальной, фортепианной, вокальной музыки на Международных фестивалях «Московская осень».

1993г. – присвоено звание профессора.

1995г. – на III Международном композиторском конкурсе в Японии (Токио) завоевал звание Лауреата и получил премии за сочинения для фортепианного дуэта «Еврейские мотивы» и «Танцы птичьего двора».

С 1995г. по 2010г. – бессменный председатель жюри исполнительских конкурсов-фестивалей в Костроме.

1996-2001гг. – президент Всероссийского общества венгерской музыки и музыкальной педагогики.

1997г. – на IV Международном композиторском конкурсе в Японии (Токио) получил Гран-При за сочинение «Что говорил восточный ветер?» (диалоги для двух фортепиано) и Kodama премию за «Балаганчик» (характеристические сцены из театральной жизни) для фортепиано в четыре руки.

1999г. – на V Международном композиторском конкурсе в Японии (Токио) награжден специальной премией за детские пьесы в четыре руки «Куклы-шоу».

1999г. – указом президента РФ удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РФ за заслуги в области культуры, искусства и образования.

С 2004г. по настоящее время – заведующий кафедрой инструментального исполнительства Московского городского педагогического университета.

2005г. – Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.

С 2008г. – член жюри Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» им.

А.Г. Бахчиева.

2013 г. - награжден Памятным знаком за заслуги перед Университетом (медаль).

2013 г. - награжден Золотой медалью Московского союза композиторов "За содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки".

Автор более 100 публикаций научно-методического и творческого характера, в том числе 19 авторских сборников и 7 книг «Афоризмов о музыке и не только».


Основные сочинения:

• «Григ-фантазия» для фортепиано с оркестром;

• Симфонические этюды на тему Екклезиаста «Всему свое время» для симфонического оркестра;

• Вариации на тему Боккерини для виолончели с оркестром;

• Концерт в классическом стиле для скрипки, фортепиано и камерного оркестра;

• Концертино-барокко для клавесина, ударных и камерного оркестра;

• Бурлеска для виолончели, фортепиано и камерного оркестра;

• Соната для скрипки и фортепиано;

• Соната для виолончели и фортепиано;

• Сонаты для фортепиано (№№ 1-3);

• «Что говорил восточный ветер?» - диалоги для двух фортепиано;

• Каденции к первым частям концертов В.А. Моцарта;

• Вариации на тему Россини для фортепиано;

• «Шубертиана» - ностальгические вариации для двух фортепиано;

• «Метаморфозы» - квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано;

• Симфоническое каприччио для фортепиано с оркестром;

• «Еврейские мотивы» для камерного оркестра;

• Струнный квартет;

• Пьесы для трубы и камерного оркестра;

• Концертная сюита для скрипки, фортепиано и ударных;

• «Из прошлого» - квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано;

• «По прочтении Булгакова» - трио для скрипки, виолончели и фортепиано;

• «Муза пламенной сатиры» - сюита для баритона и фортепиано на стихи русских поэтов 19 века;

• «Глупая лошадь», «Зарисовки», «Лепые нелепицы», «Вредина» - сюиты для детского хора, солистов и фортепиано;

• «Бывает и так» - опера-фельетон по мотивам повести В. Шукшина «Точка зрения»;

• «Маленькая Баба-Яга» - балет по одноименной сказке О. Пройслера.




Музыковед,
Заслуженный деятель искусств РФ,
профессор МГК им. П.И. Чайковского
Е.Б. Долинская


Борис Абрамович Печерский – музыкант, авторитет которого основан на прямом, долгом жизненном и творческом пути, который он прошел с безукоризненной преданностью своему делу. Зададимся вопросом – много ли таких Мастеров? К сожалению, весьма немного, если не сказать, что просто единицы.


Свою недавнюю книгу, названную «Арабески и бурлески» (издана в Санкт-Петербурге в 2012 году) и, по-моему, как все предыдущие литературные труды Бориса Абрамовича уже ставшую библиографической редкостью, Печерский открывает так: «Музыка обязательно настигнет человека, если душа у него соответствующей пробы». Вот и о самом Борисе Абрамовиче хочется сказать, что его человеческая и музыкантская душа пробы соответствующей, Высшей, как думается.


Это особость Печерского во многом продиктована полифонией его жизненных и художественных призваний, которые сосуществуют в нем, гармонично дополняя друг друга.


Блистательный пианист учился у выдающихся педагогов: Александр Борисович Гольденвейзер, Нина Петровна Емельянова, Абрам Владимирович Шацкес. Последний, как известно, был прямым учеником самого Николая Карловича Метнера. Так что Борис Абрамович – один из творческих внуков выдающегося композитора и продолжатель его великих традиций в области творчества и пианизма.


Педагогикой Борис Абрамович занимается всю жизнь, отдавая свой талант наставника высшим учебным заведениям разных городов страны. Его с любовью вспоминают в Казанской консерватории и в педагогических университетах Москвы, где музыкант успел сотворить много добрых и полезных дел. Продолжает он эту сферу деятельности и ныне, являясь заведующим кафедрой инструментального исполнительства на музыкальном факультете Московского городского педагогического университета.


Творчество было и остается в числе главных призваний нашего юбиляра. Целый ряд его самобытных сочинений был отмечен премиями и медалями, в том числе и Гран-При, на композиторских конкурсах в Японии.


«Музыка – самый объективный отголосок своего времени», утверждает Б.А. Печерский, и его многочисленный произведения звучат сегодня на различных фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, в том числе на детском фестивале-конкурсе «Подснежник», который Борис Абрамович ежегодно проводит в Московском доме композиторов, являясь художественным руководителем в течение почти 30 лет. И в Москве, и в Вологде, и в Костроме и во многих других городах, где Б.А. Печерский является председателем и членом жюри различных фестивалей и конкурсов, он самозабвенно трудится во имя главной идеи, чтобы звучала современная музыка и чтобы она была понятна и доступна, прежде всего, детям.


Последняя фраза завершена ключевым словом. На наше счастье, счастье его современников, он сохранил в себе достоинства всех времен жизни и детства в том числе. Эта черта одновременно эксклюзивна и в то же время свойственна крупным деятелям культуры и искусства. Как тут не вспомнить знаменитый триптих Сарьяна «Три времени жизни», где на одном холсте в автопортрете он изобразил себя ребенком, юношей и человеком зрелого возраста.


Завершая свое приношение, процитирую то, что стало главным в характере Бориса Абрамовича: «Изучая историю Отчизны своей, не ищите врагов, а ищите друзей». Печерскому их искать-то и не нужно – сами приходят и остаются с замечательным человеком на всю жизнь.




Музыковед, заведующая Комиссией музыки
для детей и юношества Союза московских композиторов,
заслуженный работник культуры России
Т.К. Журбинская


ПУСТЬ РАСЦВЕТАЕТ
«ПОДСНЕЖНИК»
КАЖДОЙ НОВОЙ ВЕСНОЙ!


В течение долгого времени я знакома с Б.А.Печерским. В основном мы общаемся в рамках Комиссии для детей и юношества Союза московских композиторов, а также - отбирая участников фестиваля-конкурса «Подснежник», формируя его программы. «Подснежник», который проводит Союз московских композиторов, фестиваль небольшой, на первый взгляд. Вместе с тем, это фестиваль особенный, уникальный в своем роде - смотр композиторских и детских исполнительских сил, где участвуют десятки композиторов, сотни учащихся детских музыкальных школ, центров детского творчества, школ искусств, гимназий и музыкальных колледжей. Начало было положено в 1986 году, сейчас 2013 год – пройден огромный путь: «Подснежник» живет, надеемся, что он будет жить еще, продолжая вовлекать в свою орбиту значительный круг его поклонников и участников.

Этот конкурс с нежным и поэтичным названием как символ надежды, прекрасного будущего придумал, организовал и поддерживает Б.А.Печерский.

Каков же он, композитор Борис Абрамович Печерский? - беспредельно предан музыке, искусству, создает новые произведения, воспитывает музыкальную смену, является инициатором и организатором конкурсов и фестивалей, удостоен почетных наград и званий: заслуженный деятель искусств России, профессор, заведующий кафедрой инструментального исполнительства Московского городского педагогического университета.

Для него искусство превыше всего. Недаром в его Афоризмах (Борис Печерский. Арабески и бурлески; афоризмы о музыке и не только. Москва, 2010) есть следующие строки: «Искусство обогащает жизнь, придавая ей новые краски, иногда даже неизвестные или недоступные самой природе». Свое мироощущение композитор воплощает в музыкальных образах сочинений симфонических, камерных, фортепианных. Многие из них можно услышать в Союзе композиторов на ежегодном международном фестивале современной музыки «Московская осень».

Особые взаимоотношения у Б.А.Печерского с роялем, так как не будет преувеличением сказать, что вся жизнь проходит под знаком этого короля музыкальных инструментов - учеба в престижной Центральной музыкальной школе, постижение мастерства в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского у таких корифеев как А. Гольденвейзер, Н.Емельянова, А.Шацкес.

А сколько музыки он создал для фортепиано. «Что говорил восточный ветер?» (диалоги для двух фортепиано), произведение, отмеченное Гран-При на международном конкурсе в Токио, «Балаганчик», характеристические сцены для фортепиано в 4 руки, фортепианное трио «По прочтении Булгакова», фортепианный квинтет «Метаморфозы», квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано «Из прошлого». Произведения разные по замыслу, но опирающиеся на глубокие фортепианные традиции: виртуозность и бескрайнюю мелодичность Листа и Шопена, Рахманинова и Скрябина. Слышны в его фортепианных произведениях и новейшая стилистика Прокофьева и Бартока, программная картинность русских классиков.

Борис Абрамович превосходный пианист. Ясное, точное, глубокое туше, - свидетельство природного таланта и большой работы, достигнутого многогранного профессионализма. Своеобразие интерпретации классических произведений раскрывал концертирующий артист, гастролируя по городам России, Франции, Голландии, Венгрии, Германии, он открыл для российской публики сонаты С.Барбера и А.Копленда. Много играет для студентов, подчеркивая тот или иной музыкальный постулат, особенность фразировки, нюансировки музыкального текста, драматургии произведения.

На детской комиссии Союза композиторов неизгладимое впечатление производят его показы новых собственных сочинений.

Благородство, серьезность, строгость Бориса Абрамовича провоцируют суждение о нем как о типичном профессоре, интеллигенте, далеком от понимания конкретности происходящего момента. Ничего подобного. Он вполне земной человек, который прекрасно разбирается в современной жизни – политике, сиюминутном искусстве, социальных отношениях и настаивает на том, что «испокон века отсутствие культуры обесчеловечивает человека». Добавляя, что «порядочность человека зависит и от общего порядка в обществе».

Тем не менее, он неустанно, в течение многих лет проводит свою культурную политику, отстаивая трепетное, серьезное отношение к избранному пути. «Подснежнику» в такой системе отводится немаловажное место. Юные пианисты играют пьесы, ансамбли Б.А.Печерского, хоровые коллективы соревнуются в интерпретации вокальных историй. Его сочинения полны фантазии, удобны для исполнения, требуют хороших профессиональных навыков, понятны детям и любимы ими.

Может быть, приверженность к детской музыке начиналась тогда, когда Борис Печерский вступал в Союз композиторов? На рассмотрение суровой комиссии музыкант представил предусмотренные Квартет и Симфонию. А также – что характерно - Цикл фортепианных пьес для детей по басням И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Ворона и лисица» и Сюиту-шутку для детского хора, солистов и фортепиано.

Хочется привести мнение Э.В.Денисова, впоследствии получившее известность: «Мне очень понравился цикл детских пьес, которые он (Б.А. Печерский) представил». В свою очередь, Сюиту-шутку одобрил композитор Б.М.Терентьев, создавший не одно произведение для детей и возглавлявший тогда московский союз композиторов.

Ниточка потянулась дальше. Сочинение музыки для детей; понимание того, что без уверенного профессионализма музыкант не может себя выразить – посвящение себя педагогике. И, конечно, - «Подснежник», выросший на хорошо подготовленной почве, так как традиции детской музыки были сильны и в предыдущие годы. С первых же шагов существования Союза композиторов к детям относились с повышенным вниманием, создавали условия для полноценного художественного развития. Здесь велика заслуга Д.Б.Кабалевского, М.А.Парцхаладзе, других композиторов и музыковедов.

В Большом зале Дома композиторов в марте месяце проходит отборочный тур конкурса «Подснежник». Борис Абрамович на конкурсе – немногословен, динамичен, однако, это не мешает ему великолепно ладить с детьми. Он же возглавляет жюри. Коллеги, члены Союза композиторов, судят строго, но учитывают и возраст ребенка, и меру его способностей, достигнутое мастерство, волнение, сценический костюм, артистизм, проявленное желание сыграть или спеть как можно лучше. О том, что жюри работает объективно и доброжелательно как-то призналась молодая женщина, но уже опытный педагог. Несколько лет в «Подснежнике» участвуют ее ученики, играет сын. Одновременно с жюри она сама оценивает участников конкурса и практически никогда не замечала разногласий между оценками жюри и ее собственными. То есть можно утверждать, что жюри работает объективно, выбирает самых лучших исполнителей.

На заключительном концерте всегда особая атмосфера ответственности от выступления и радости участия в таком красивом празднике современного искусства. Каждый ребенок получает награду – диплом лауреата фестиваля-конкурса «Подснежник» и подарок: ноты полюбившегося композитора, его диск или коробочку вкусных конфет.

Борис Абрамович - хороший друг, это дорогого стоит, неравнодушен, к нему можно обратиться за советом, помощью, да и просто так поговорить. У него отличное чувство юмора, скорее английского, интеллектуального, сдержанного, с ним нескучно – у него живое восприятие и живая реакция.




Пианист-педагог, музыковед,
кандидат искусствоведения,
доктор педагогических наук, профессор
Г.М. Цыпин


«Обезоруживает красота, но завоевывает ум», - гласит один из афоризмов Б.А.Печерского. Наверное, не ошибусь, если скажу, что ум автора этого афоризма завоевывает практически всех, кто знаком с ним. И дело не только в логике или глубине этого ума, его своеобразии. Ум и талант – не синонимы. Печерский не только умён; он редкостно талантлив. Говорю редкостно, потому что его талант универсален, что в наше время узко ориентированных (хотя и «компетентных») специалистов встречается крайне редко. Слушая его музыку, радуешься живому, утончённому музыкальному слову. Общаясь с ним как с Учителем музыки, понимаешь, что душа педагогической культуры – это культура души педагога. Читая и перечитывая его небольшие по формату, но большие и глубокие по смыслу книги, восторгаешься литературно-философскими блёстками, щедро рассыпанными на их страницах.

А ведь Б.А. Печерский и пианист, и руководитель коллектива педагогов-музыкантов, и … перечень можно было бы продолжать.

Главное же, Борис Абрамович Печерский – это человек, у которого давно уже вошло в привычку быть Человеком.